Психолог

Главная / Психолог

Психолог

ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

Психолог в детском саду – специалист, имеющий широкий спектр обязанностей. В его компетенции:

  • психологическая диагностика ребенка;
  • создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника;
  • создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы;
  • помощь в адаптации;
  • работа с педагогами и родителями;
  • выявление и коррекция личностных проблем и проблем в коллективе.
    • психологическая диагностика ребенка;
    • создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника;
    • создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы;
    • помощь в адаптации;
    • работа с педагогами и родителями;
    • выявление и коррекция личностных проблем и проблем в коллективе.

    Успешная адаптация

    Каждый ребенок, оказавшись в новой обстановке, испытывает стресс. Большинство малышей впервые надолго остаются без близких людей (мамы, папы, бабушки). Это касается не только малышей, впервые пришедших в детское дошкольное учреждение, но и тех, кто перевелся из других садов.

    Вместе с воспитателями педагог психолог в детском саду помогает быстрее адаптироваться и почувствовать себя комфортном в детском коллективе. В зависимости от особенностей ребенка, работа может проводиться, индивидуально, в небольших группах, в общей группе или по системе ребенок-воспитатель.

    • Успешная адаптация ребенка. Работа с психологом поможет быстрее освоиться в коллективе.
    • Своевременное выявление и коррекция психоэмоциональных проблем, проблем с общим развитием и развитием речи.
    • Консультации родителей. Повышение психологической грамотности, помощь в разработке индивидуальной стратегии поведения с ребенком.
    • Повышение эффективности обучения. Для каждого ребенка подбираются методики в соответствии с особенностью восприятия информации.
    • Своевременная диагностика и развитие индивидуальных способностей.
    • Здоровая обстановка в коллективе. Своевременное выявление и эффективное разрешение конфликтов.

    Психологическая диагностика

    Психологическая диагностика – одна из важнейших сфер деятельности специалиста. Психолог выявляет основные особенности психического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его потребности, склонности, индивидуальные способности, проблемы, требующие коррекции, личностные трудности. На основе психологической диагностики составляются рекомендации для родителей и воспитателей по методам обучения и особенностям взаимодействия с малышом.

    Как правило, диагностика проводится при поступлении ребенка в детский сад, а затем дважды в год, с целью определения динамики развития. В некоторых случаях (по рекомендации специалиста, по запросу воспитателя либо по желанию родителей) может проводиться промежуточная диагностика.

    В целях диагностики педагог-психолог использует следующие методы:

    1. Наблюдение.
    2. Специализированные методики.

    Психолог в саду проводит наблюдение за детьми во время игры, обучающих занятий, общения друг с другом и с педагогами. Выступая в роли зрителя, специалист оценивает обстановку в группе, принципы взаимодействия педагогов и детей. Особенно важен этап наблюдения в период адаптации.

    Дополнительно применяются методики, направленные на исследование психических процессов: внимания, памяти, мышления. Специалист использует игровые методы, тесты, упражнения. Способы диагностики и коррекции подбираются психологом индивидуально, в зависимости от особенностей психоэмоционального состояния воспитанника, его склонностей и предпочтений.

    Также применяются методы исследования эмоциональной сферы, определяются базовые наклонности ребенка, выявляются способности, навыки и знания воспитанника.

    С ребятами из подготовительной группы дополнительно проводят исследования на готовность к обучению в школе.

    Участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме

    В дошкольных детских учреждениях обязательно работает консилиум, цель которого — создание оптимальных условий для развития каждого воспитанника. В процессе консилиума для каждого ребенка составляются индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию, основанные на рекомендациях психолога.

    Как правило, заседания консилиума назначаются трижды в год. При необходимости, может быть собрано внеочередное заседание.

    Работа с воспитанниками детского сада

    Работа с детьми – основная задача специалиста. Психолог выявляет наличие проблем в развитии или в психоэмоциональной сфере и проводит их коррекцию.

    Занятия психолога в детском саду проводятся, как в группах, так и индивидуально.

    Специалист:

    • совместно с методистами и педагогами занимается разработкой обучающих и развивающих программ и помогает внедрять новые методы;
    • проводит психологическое тестирование (тесты и упражнения даются в игровой форме);
    • для каждого ребенка определяет оптимальные методы адаптации, усвоения новых знаний и необходимых навыков (в соответствии с возрастом);
    • проводит групповые и индивидуальные занятия с целью коррекции имеющихся проблем.

    Работа с педагогами

    Психолог постоянно взаимодействует с педагогами дошкольного учреждения. Работа проводится по следующим направлениям:

    • лекции для педагогического состава в целях повышения психологической грамотности;
    • помощь в создании благоприятной атмосферы в коллективе;
    • помощь в налаживании взаимоотношений воспитателя с воспитанниками;
    • разрешение конфликтных ситуаций в коллективе;
    • психологическая помощь работникам детского сада.

    Психолог: Векшина Марина Юрьевна